Антон Дельвиг
ГЛАВНАЯ БИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРИТИКА ПУБЛИЦИСТИКА ПИСЬМА ССЫЛКИ СТАТЬИ КОНТАКТЫ
Антон Дельвиг поэт

Гении английской портретной живописи 18 века — Томас Гейнсборо

Популярность портретиста Томаса Гейнсборо была равной популярности Рейнольса. Их, порой, объединяли даже одни и те же заказчики. Но Гейнсборо не отличался большой любовью к лондонскому бомонду, часто меняя его на общение с природой, на тишину и покой. Что касается живописи, то в отличие от образованного Рейнольса, он был почти самоучкой. И, если Рейнольдс блестяще владел теорией, то Гейнсборо доверял, скорее, своей интуиции, одновременно изучая работы других художников, и частенько старался перенять манеру письма тех, кто наиболее задевал его за живое.

Гейнсборо не противился вкусам своих заказчиков, но ему удавалось быть оригинальным и в их рамках.

В отличие от Рейнольса, Гейнсборо предпочитает не окружать тех, кого пишет, какой-то сюжетной канвой и отдает предпочтение спокойной композиции и ничего не подчеркивающим позам, часто используя в качестве фона парк. И эта сдержанная манера письма делает его портреты поэтичными и выразительными, без театральной постановки, отображая только внутреннюю суть.

Если при первом взгляде на портрет английской леди вы увидите изящную и утонченную девушку, то уже второй взгляд откроет вам нечто большее — точеные черты лица покажут совершенство английской красоты, всё её благородство, потрясающая внутренняя собранность, тонкий ум, непререкаемая воля. В свой внутренний мир такая леди пустит не каждого. И в этом видится некая недосказанность, которая так присуща портретам Гейнсборо. В них вы не найдете чувства пресыщения и законченности образа, когда нет уже слов и всё сказано.

Своим творчеством он частенько полемизировал с Рейнольдсом, который считал неприемлемым использование в качестве фона холодных тонов. Как ответ, Гейнсборо создает великолепный портрет Сары Сиддонс, где на темно-красном фоне восхитительным аккордом звучит сочетании е белого, черного и голубого. В этой концепции знаменита вся его серия «голубых портретов». Гаммы голубых тонов являются своеобразным почерком Гейнсборо.

За один только гениальный портрет «Мальчика в голубом», этому мастеру прощается отход от академических стилей и выверенных временем теорий. Голубые оттенки у Гейнсборо — это нечто большее, чем классический голубой цвет. Это — игра полутонов с серебряными, перламутровыми, розовыми и другими самыми невероятными нотами.

Он обожал музыку, природу и свою уютную Англию.

С большим удовольствием Гейнсборо перестал бы писать портреты, а поселился бы где-нибудь в сельской местности. И рисовал романтичные, тонкие пейзажи. Но в те времена в Англии еще мало кто интересовался пейзажами, а портреты приносили Гейнсборо известность и средства к существованию.

Вернуться на предыдущую страницу

Использование материалов допускается при наличии ссылки на наш сайт